• Черный Facebook Иконка
  • Черный значок YouTube
  • Черный Instagram Иконка
  • Vkontakte - черный круг

GHOST EXPEDITION

Преодоление двойственности

Классическая ориенталистская оппозиция «рационального и механистического» Запада и «иррациональному и природному» Востоку является ключевым объектом исследования в проекте Ghost Expedition. Парадоксальным образом, оно ведется не с помощью традиционного для данной проблематики пост-колониального дискурса доминирования и подавления / сопротивления, а при помощи ряда метафизических инструментов.  Обозначив стратегической задачей проекта «прорыв сквозь социальные слои к исходной точке бытия для сообщения с первородным сознанием», авторы, казалось бы, решительно порывают как с критикой примордиалистких представлений с позиций социального конструктивизма, так и с классическим материализмом, ограничивающим существование сознания человечеством. 

Однако, все оказывается значительно сложнее. Вполне в духе этнографических исследований мифологии, берущих свое начало еще в «Золотой ветви» Фрезера, участники проекта отправляются в пространства, маркированные в традиционной казахской культуре как сакральные, но далее возникает указанный парадокс. Вместо вполне ожидаемой, по примеру современных художников прошлого поколения, ритуально-антропоцентрической интервенции, участники Ghost Expedition апроприируют свойства этих пространств уже для своих лабораторных исследований, проводимых с оглядкой на разработки объектно-ориентированных онтологий и производных от них художественных практик. Будь то песнь бархана, ракушечник, песчаный вихрь, отпечаток мира сквозь камеру обскуру, компьютерную камеру или сверхчувствительные микрофоны, участники проекта не просто воспроизводят или документируют скрытые смыслы, стоящие за порогом минерального. Они стремятся выделить в интершуме мира определенные тоны и вибрации, и преобразовать их в доступные наблюдению феномены, обладающие уже своим значением, своим бытием в мире мифа и в мире чистых значений. 

Интерпретируя эту трансформацию при помощи эзотерической, а точнее, антропософской оптики, можно наблюдать как колониальные бинарные оппозиции природного и механистического, «почвы» и «техники», а также материи и сознания снимаются в проекте за счет обращения к тому, что Рудольф Штейнер называл «ариманическим» началом, консолидирующим материю и рассудок. Исследуя сакральное пространство и его материальную составляющую в своих лабораториях, авторы позволяют духовным силам кристаллизации проявить себя. Практики шаманизма уступают здесь место гибриду медиумизма и теории суперсимметрии, в которых существа преобразуются в вещества, а те – в излучение – и обратно. Песок становится вихрем, вихрь – звуком, а звук – переживанием, при помощи которого говорит уже зритель: с художником, а может, с духами места, с Геей, а может быть, и со всей Вселенной.   

текст

Алексей Улько

куратор

Анвар Мусрепов

Grzegorz Demczuk

Untitled 

инсталляция

В одном из пространств я симметрично собрал два потолочных вентилятора, установив их противопложно друг к другу: на потолок и на пол. Они вращаются в разных направлениях, напоминающие механический танец. Их визуальная форма и  производимый ими звук присваивает себе и динамизирует пространство, усиливая циркуляцию воздуха и энергии. Инсталляция сопровождается видео, в котором я сражаюсь с настоящим ветром в пустыне. Это сопоставление предполагает, что воздух от вентиляторов мог оказать влияние так же и на человека на экране. Реконструированная "среда" освещается постоянным искусственным светом из окна. Перед пространством отображается видеоперформанс, в котором я вращаюсь в юмористической отсылке на человеческую неэффективность по отношению к машинам и силам природы. 

Grzegorz Demczuk

Hairdryer

видеоперформанс

Arman Sein

Phantom Resonance

аудиоинсталляция

В святынях Мангистау я с лабораторной аккуратностью использовал камертон в попытках найти идеальную поверхность для резонанса с трансцендентальными частотами. Многие из таких мест уже постепенно превращаются в обыкновенные туристические локации, но за этой внешней оболочкой свою особую энергию всегда будет хранить мангистауская земля: скалы, пещеры и песок. Результат поисков воплощен в магическом круге, церемониальном портале в потусторонние частоты священной земли.

Nazira Karimova

Qyrqy

фотоинсталляция

С раннего детства, которое я провела в Душанбе, число 40 всегда ассоциировалось у меня с ритуалами. 40 дней после рождения, 40 дней после смерти, 40 ступеней очищения в некрополе Шахи-Зинда в Самарканде. Для этой работы я собрала самодельную аналоговую камеру пинхол, которая использует технологию камеры обскура, упоминаемую в арабских источниках и работах Альхазема X века. Я использую фотографию не как инструмент для документирования, а как магический прибор, цель которого зафиксировать субтильность места, попытаться уловить духов, обитающих в некрополях мангистауского региона. Я обращаюсь к простой базовой форме - линии, точке начинающейся с земли и уходящей в небо.

Gregor Vogel

Rocks and hard places

Видео, инсталляция

Для “Rocks and hard places” художник Грегор Фогель заинтересовался поющими барханами в национальном заповеднике Алтын-Эмель, который является известным природным памятником и геологическим явлением. Знаменитый своими звуками в сухую погоду, которые похожи на мелодию органа, бархан издревле был причиной суеверий.

В основном фокусируясь на ногах – главной точке взаимодействия между людьми и их окружением – видео, которое является частью работы, показывает усилия художника подняться на бархан и испытать его пение. Переворачивая предоставленные песочные часы, наполненные песком из поющей дюны, посетители получают возможность повторить начинания, изображенные на видео, в одомашненном масштабе.

Marek Mardosewicz

 

You need to take picture to read it

видео (0:06)

Вам нужно сделать фото, чтобы прочитать это мигающее стихотворение, написанное во время нашей экспедиции в Мангыстау.

Текст и смысл можно раскрыть только в том случае, если вы готовы принять участие в спектакле. Просто сфотографируйте текст в нужное время и прочитайте его позже. Просто сделайте скриншот.

Mirror

видео (4:02)

Mirror - это видео-перформанс с использованием еye tracker. Я использую компьютерную камеру как

зеркало. Я изучаю свое тело после проекта - как я выгляжу и как я изменился. Следуйте за моими глазами и увидьте то, что вижу я.

See what I saw

видео (2:46)

Посмотрите, что я видел, - это коллажное видео того, что я видел и испытал во время нашей экспедиции на Мангыстау. Я приглашаю вас посмотреть, что я видел.

 

Серия из трех видеороликов показывает различные подходы к присутствию и способу восприятия, чтобы

испытать и увидеть.

Anvar Musrepov

Untitled

инсталляция

Ракушечник - камень добываемый в мангистауской области, как память о древнем океане покинувшем эти места. Отпечаток рук художника в форме, символизирующей благословение, руки обрамляющие пустоту как повторяющийся паттерн, знак мангистауского региона. Земли, где захоронены 360 суфиев. Вода, набранная из источника Бекет-Ата, подземной мечети, одного из центральных мест паломничества в Казахстане.

галерея TSE Art Destination

при поддержке Европейского Союза